Пессимисты и оптимисты
Одни предрекают тяжелейшее финансовое потрясение для Volkswagen, последствия которого могут растянуться на годы и отразятся на европейской автомобильной промышленности и экономике всей Европы. Некоторые издания, например Wired, пошли даже дальше и допустили вероятность краха компании.
Другие считают, что немецкому концерну все же удастся замять неприятную историю, уже лишившую акции автопроизводителя 34% стоимости всего за неделю.
Они опираются на тот факт, что дело Volkswagen отличается от других громких скандалов в автопроме – таких как самоускоряющиеся автомобили Toyota, дефектные ключи зажигания General Motors (от которых машина глохла посреди дороги, заодно отключая подушки безопасности и электроусилитель руля и педалей) или взрывающиеся подушки безопасности Takata — тем, что не имеют непосредственных жертв. Тогда как во всех вышеперечисленных случаях счет погибших шел на десятки, ущерб здоровью граждан от «перевыбросов» Volkswagen можно подсчитать лишь косвенно.
Газовая атака
Но не стоит недооценивать экспертов. Этот ущерб уже подсчитан. Отталкиваясь от данных EPA, в некоторых случаях зафискировавшего в выхлопе дизельных машин Volkswagen содержание NOx, в 40 раз первышающее норму, выходит, что за 6 лет жульничества компания выбросила в атмосферу на 0,52 – 1,28 миллиона тонн парниковых газов больше, чем ей было позволено.
По данным Агентства по охране окружающей среды США, каждая тонна оксидов азота, производимая автомобилями, приводит к гибели от 0.00085 до 0.0019 человек в год. По грубой оценке VOX, на жуликов из Volkswagen можно возложить ответственность за гибель до 2,4 тысячи человек во всем мире.
Преднамеренный обман
Кроме того, от скандалов вокруг Toyota, GM и Takata новую историю отличает еще один немаловажный факт: злонамеренность виновника. Несмотря на то, что в вышеупомянутых случаях компании подвергались обвинению в том, что они знали о проблеме, но не делали ничего для ее решения, дело с Volkswagen обстоит куда хуже: концерн создал проблему самостоятельно.
Не зря глава североамериканского подразделения Volkswagen Михаэль Хорн, извиняясь перед клиентами и экологическими службами, заявил, что его компания «полностью облажалась».
Но прежде чем клеймить Volkswagen злодеями (а в переплет попали не только машины Volkswagen, но и Audi, Porsche, Skoda и Seat, использующие те же моторы), попробуем разобраться, как такое вообще могло случиться, и кто в этом виноват.
Volkswagen «попался» случайно
Первыми неладное заметили специалисты из Университета Моргантауна (University of Morgantown) в Западной Вирджинии, которые проводили экологические тесты разных автомобилей с дизельными двигателями в реальных условиях эксплуатации с 2013 года.
Обновленный Volkswagen Passat для США 20 фото
Они обратили внимание, что показатели, заявленные большинством производителей, были близки к реальным данным, в отличие от Volkswagen, чей дизельный Passat совершенно жутким образом превышал заявленные данные по выбросам NOx в десятки раз (в 10-40 раз). Исследователи сочли необходимым предупредить Агентство по охране окружающей среды США (EPA), которое подтвердило худшие подозрения ученых.
Зачем Volkswagen, преуспевающая компания, стремящаяся к мировому лидерству и гордящаяся своими разработками в области экологичных силовых установок (по иронии судьбы, оскандалившиеся «грязные дизели» продавались в США под брендом Clean Diesel), пошла на такое?
Алчность или вынужденная мера
Казалось бы, ответ прост. Еще недавно — уже бывший – глава Volkswagen Мартин Винтеркорн, обещая к 2020 году выпустить гибридные и электрические версии всех автомобилей конценра, отмечал, что сокращение выбросов на каждый грамм СО2 обходится промышленности в 100 миллионов евро.
По теме:До 2020 года у VW появятся 20 электрокаров и гибридов
Иными словами, жульничество автопроизводителя просто позволило ему сэкономить деньги. Злые языки уже говорят, что от своей выходки компания потеряет не только финансово и репутационно, но и технологически. Ведь те шесть лет, которые потребовались конкурентам для разработки технологий, сокращающих выбросы, Volkswagen потратил на изобретение способов их сокрытия.
Но так ли это? Ведь дизельные моторы Volkswagen все же способны очищать свой выхлоп настолько, чтобы проходить тестирование. Проблема лишь в том, что при этом очистные системы машины, очевидно, работают на износ. Иначе, зачем инженерам компании потребовалось бы изобретать средство их отключения при эксплуатации в реальных условиях? Марка уже объявила о том, что готова «исправить неполадки» во всех 11 миллионах автомобилях с проблемными моторами (правда, речь идет лишь о двухлитровом двигателе EA 189, хотя с тех пор под подозрение попал уже и трехлитровый турбодизель) и даже отрядила на это 6,5 миллиардов евро.
Интересно, что будет сделано? Управляющее устройство мотора просто перепрограммируют так, чтобы он трудился на дорогах так же, как и на стенде? Но тогда это обернется усиленным износом, перегревом и повышением расхода топлива. Устроит ли это клиентов компании? А если проблему можно решить полностью, то к чему было городить весь огород?
Правда, Volkswagen клянется, что двигатели нового поколения, разработанные под стандарт «Евро-6», держат планку уже безо всяких хитростей. Тогда выходит, что компания своим жульничеством просто пыталась прикрыть временное технологическое отставание, а потом нагнала прогресс. Если так, то концерну жутко не повезло.
Обоснованные сомнения
Но неужели Volkswagen в первом десятилетии двухтысячных – единственный, кто не взял планку, заданную строгими экологическими регуляторами? Едва ли. Оставим в стороне оксиды азота и вспомним исследование International Council of Clean Transportation (ICCT) двухгодичной давности, показавшее, что практически все автопроизводители занижают данные о выбросах CO2.
По теме:Автопроизводители занижают данные о выбросах CO2 в среднем на 25%
Самое показательное тут даже не сами масштабы лжи, а их рост с течением времени. Ведь с 2001 по 2011 год расхождение между официальными и реальными данными по топливной экономичности и уровню выбросов CO2 в Европе и США вырос с 10 до 25 процентов. И угадайте, почему.
По мнению ряда экспертов, особенно тех, кто склонен с сочувствием относиться к проблемам автопроизводителей, бездушные государственные регуляторы буквально душат своими требованиями инженеров, работающих над усовершенствованием ДВС, уже подходящих к пределу своих возможностей. Даунсайзинг, турбо- и гибридизация уже давно портят настроение автомобильным энтузиастам по всему миру, а автомобильным компаниям – и подавно. Технология никак не может угнаться за «озеленением транспорта», рынок по-прежнему не готов к электрокарам и плаг-ин гибридам, выпуск подобных машин по-прежнему нерентабелен, но куда деваться?
Поэтому, повторимся, сомнительно, что «злодеи» работают только в Volkswagen. Кстати, министр транспорта ФРГ Александр Добриндт уже заявил, что в Германии проверки будут проведены не только в отношении VW, но и других автопроизводителей. И, между прочим, правительству Германии даже выгодно будет обнаружить, что конкуренты концерна тоже нечисты на руку. Тогда часть собак перевесят на другие компании, тяжесть наказания (и репутационного ущерба) может снизиться и положение Volkswagen AG, частично принадлежащего немецкому правительству, окажется не столь шатким.
С другой стороны, конкуренты уже предупреждены и будут прятаться лучше прежнего.
Бюрократия и «инициатива на местах»
Напоследок упомянем еще одного «виновного» в скандале. Как пишет Bloomberg со ссылкой на аналитиков Bankhaus Metzler, появление незаконного ПО на дизелях Volkswagen стало следствием забюрократизированности и ошибок в системе управления немецкого концерна. Если брать на веру слова Винтеркорна о том, что он был «ошеломлен и шокирован» происходящим в компании, выходит, что при помощи чудо-прибора свою несостоятельность от высшего руководства пытались скрыть исполнители на местах. Естественно, речь идет не о рядовом инженере – сомнительно, что хитрости с эко-тестами, длившиеся шесть лет, каким-то образом прошли мимо глав департаментов, ответственных за разработку моторов.
Тем не менее, картина вырисовывается такая: злобные чиновники, не имеющие никакого представления об автомобилестроении и работе двигателей, в погоне за популистскими эко-лозунгами приказывают компаниям вдвое сократить вредные выбросы. Главы компаний вздыхают (они все-таки знакомы с автомобилестроением) и отдают главным инженерам указание в лепешку разбиться, но дать результат любыми доступными способами. А те уже в своих департаментах изобретают «доступные способы».
В увольнении главных инженеров Volkswagen, Audi и Porshe эксперты видят надежду на реформирование системы управления концерна: компания очистится, а сотрудники смогут прямо заявлять о проблемах, не боясь сорвать сроки или упустить рыночную долю.
Это оптимистический сценарий, а пока концерну угрожают многомиллиардные штрафы, иски со стороны акционеров и клиентов и потеря достижений на североамериканском рынке. Хотя справедливости ради стоит отметить, что там дела у концерна и до этого шли неважно. К тому же, как и в России, американцы не слишком жалуют дизельные двигатели, отдавая предпочтение бензину. И похоже, что не зря.
Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram