Форменное безумие
Обеспеченные американцы, позволившие себе покупку модной машины, как будто совершенно не дорожат собственной жизнью. Они играют с передним пассажиром в карты, пока автомобиль сам несется по шоссе со скоростью 112 километров в час, читают, играют в ладушки и даже спят. И это после жуткой истории о том, как автопилот на Tesla Model S «нырнул» под кузов грузовика, начисто снеся верх машины и убив водителя на месте, а потом в таком виде поехал дальше по трассе, пока не слетел на обочину и не проломил два забора.
Руководство Tesla при этом вину за подобные аварии на себя брать отказывается, каждый раз подчеркивая, что функция Tesla Autopilot находится в стадии бета-тестирования. Компания настаивает на том, что предупреждала всех владельцев Tesla о необходимости следить за дорогой и держать руки на руле, даже если в машине активирован автопилот. Автопроизводитель убежден, что, учитывая все эти обстоятельства, ответственность за ДТП лежит только на водителе.
Автопилот Tesla в идеальных условиях Смотреть видео
Так в чем же дело? Почему члены клуба Tesla готовы рисковать собственной жизнью, и, что более важно, жизнью других участников движения, занимаясь за рулем чем угодно, но только не вождением? А дело в самом клубе. Его имидже и маркетинге компании. И в том, что этот маркетинг формирует нечто нерациональное, отрицающее необходимость размышлений и анализа. Нечто вроде религии.
Принадлежность к великому
Как и другие компании-клубы (самый яркий пример — Apple), Tesla намеренно создала вокруг себя ореол избранности, принадлежности к чему-то передовому и исключительному, ощущение, что она и ее клиенты находятся на пике прогресса. Именно это заставляет водителя Tesla Model S верить в то, что он сидит в машине будущего. В то, что, как бы он ни налажал, электронный мозг спасет его, потому что он гораздо умнее и быстрее человеческого. И водитель верит, хотя ему ничего подобного даже не обещали. Нигде в мануалах не значится, что машина способна разрешать все дорожные ситуации без помощи водителя. Более того, если верить Tesla, в инструкциях четко прописана необходимость сохранять бдительность за рулем и не доверять Tesla Autopilot всецело.
Водитель находится в плену иллюзии, созданной, чтобы компания могла выжать максимум из своих относительно скромных достижений.
Да, электрокары Tesla практически не имеют аналогов по заявленному запасу хода и динамическим характеристикам, но и стоят они не мало (от 72,5 тысячи долларов или около 4,6 миллиона рублей за Tesla Model S на рынке США). Да, компании удалось запустить строительство так называемой «гигафабрики» по производству литий-ионных аккумуляторов, которая сможет обеспечить комплектующими до 500 тысяч электрокаров в год.
Остальные достижения носят характер туманных обещаний. Представленный весной «бюджетный» электрокар Tesla Model 3 (от 35 тысяч долларов; 2,2 миллиона рублей) на деле все еще находится в статусе прототипа и, хотя заказы на него уже вовсю собирают, производство седана стартует лишь к 2018 году. Так называемый автопилот Tesla Autopilot тоже пока в статусе прототипа, хотя и ставится на серийные модели. Кто вообще продает неготовые продукты?
Раздутый имидж
Недавние неудачи – срыв амбициозного производственного плана на год и серию аварий в режиме автопилота, которые привели к падению акций компании, – в Tesla решили компенсировать новым таинственным обещанием. На этот раз глава конторы Илон Маск анонсировал презентацию «Второй части сверхсекретного плана Tesla» (Top Secret Tesla Masterplan). То есть пообещал новое обещание.
По теме:Tesla вошла в десятку самых дорогих автомобильных брендов
И это ведь работает. Весь этот туман ведет к взрывному росту акций компании, обеспечивая ей доход для дальнейшего развития (производственная деятельность Tesla пока приносит лишь убытки). Фактически, превращает компанию в большой мыльный пузырь, который, если поразмыслить, имеет все шансы лопнуть под тяжестью растущей пирамиды амбициозных планов и обещаний.
В конце концов, справится ли Tesla с поставленными задачами – это проблема самой Tesla. А самонадеянный маркетинг – это уже проблемы ее клиентов, их возможных случайных жертв и всей молодой отрасли роботизированных транспортных средств в целом.
Обновленная система полуавтономного управления Tesla Смотреть видео
Хотя Tesla Autopilot, по сути, мало чем отличается от продвинутого круиз-контроля с функцией дистанционной парковки на Volvo и Mersedes-Benz, в компании его назвали именно «автопилотом». А люди знают, что такое автопилот. Даже если ты после этого тридцать раз повторишь, что руль надо держать в руках, а ногу – на педали, владельцы машины с автопилотом все равно будут уверены, что она справится с маршрутом и без них. Они чувствуют себя технологической элитой, толкающей мир в будущее. И эта элита сейчас играет в ладушки на высокоскоростном шоссе и спит на водительском сидении.
Возможно, публикуя свои глупые видео после сообщений о критических ошибках Tesla Autopilot, они даже думают, что защищают Tesla. Демонстрируют, что на самом деле автопилот безопасен, бояться его не следует, а несчастные случаи – это лишь болезни роста. И никакие словесные увещевания Илона Маска тут уже не помогут. Он уже сделал все, что мог.
Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram