Причем, чем больше погружаешься в предмет, тем более туманным и размытым кажется руководство к действию при попадании в столь однозначно неприятную ситуацию. Да и оппоненты расслабиться не дают. Правила правилами, но как относиться к людям, берущим верного друга и помощника семьи в заложники с целью получения выкупа? Рассчитывать, что эти господа будут с вами вежливы и деликатны, особо не приходится. Такой вот бизнес.
LiveCars.Ru постарается свести во едино все нюансы эвакуации и нащупать законную стратегию, позволяющую выйти из спора с автоэвакуаторщиками с минимальными потерями. К сожалению, совсем без потерь обойтись не удастся: нервные клетки не восстанавливаются, да и финансовых расходов избежать в таких ситуациях крайне сложно.
Автомобиль эвакуируют прямо на ваших глазах
Не стойте столбом. Даже при очевидном нарушении правил парковки, если владелец авто успел вернуться до его исчезновения, обойтись без путешествия на штрафстоянку можно.
На деле возникает масса интересных нюансов. Согласно закону, прервать процесс эвакуации можно до тех пор, пока не поставлена подпись инспектора ДПС в акте по передаче автомобиля в организацию, которая производит эвакуацию.
В этом случае водитель может «устранить нарушение на месте», переставив автомобиль. И эвакуация, по логике вещей, просто не потребуется. Более того, существует Постановление правительства РФ №759, в котором прямо указывается, что в присутствии владельца автомобиль не может быть увезен, даже если он уже стоит на эвакуаторе. Штраф за парковку, тем не менее, оплатить все равно придется.
Vauxhall Corsa – чудеса парковки Смотреть видео
Правда, тут следует упомянуть недавний случай в Новосибирске (март 2016 года), когда отказывающийся выходить из машины водитель был наказан административным арестом. В области действует постановление законодательного собрания, согласно которому эвакуаторщик имеет право забрать авто даже в присутствии хозяина, если уже успел зацепить подъёмный крюк. Кроме того, автоинспектор в той ситуации уже завершил манипуляции с актом и протоколом.
Варианты развития событий в реальной жизни:
1. Инспектор видит водителя и предъявляемые им документы о праве собственности, внимает голосу разума и ограничивается составлением административного протокола.
Водитель с выписанным ему штрафом за неправильную парковку уезжает на спасенной машине.
2. Представители городской службы эвакуации не считают, что владелец наполовину погруженного транспортного средства имеет право отделаться легким испугом. Ведь они уже понесли издержки, выехав на место нарушения. По закону сотрудники службы эвакуаторов не имеют права компенсировать расходы на месте, но в жизни зачастую оказываются готовыми к диалогу и даже сами его инициируют.
В данной ситуации мы не станет давать конкретных советов, но напомним, что взятка должностному лицу в лучшем случае наказывается штрафом до пятисот тысяч рублей по Статье 291 УК РФ.
3. Владелец авто требует соблюдения его законных прав, но стражи правопорядка голосу разума не внимают. В этом случае самым действенным способом отстаивания своей позиции, а точнее, самым действенным местом для ее отстаивания, будет салон эвакуируемого автомобиля.
По закону эвакуатор просто не может увезти на штраф-стоянку автомобиль с человеком внутри (но не забываем о случае в Новосибирске).
4. Имеет место юридическая казуистика. Вкратце, согласно КоАП, задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте его задержания «в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения», если причина задержания устранена до начала движения эвакуатора на специализированную стоянку.
При этом не вполне ясно, что именно необходимо предпринять, чтобы причина задержания автомобиля была устранена до момента начала движения эвакуатора. Ведь при составлении протокола сотрудник ДПС имеет право потребовать у водителя водительское удостоверение и регистрационные документы на автомобиль, а управлять автомобилем без документов водитель не может.
Тут остается лишь ссылаться на Постановление правительства РФ №759, сидя в машине (или посадив туда кого-то еще для простоты ведения переговоров), и не давать себя облапошить.
5. Никакие действия не помогают. В этом случае водитель может заручиться поддержкой свидетелей, сделать фото или видеозапись и обратиться с заявлением в прокуратуру о возбуждении административного дела по ст.12.35 КоАП в отношении инспектора.
При благоприятном стечении обстоятельств инспектору придется выплатить штраф, а автовладелец получит назад деньги за оплату услуг эвакуатора и штрафстоянки (квитанции об оплате необходимо сохранить!).
6. Водитель не согласен с законностью эвакуации. В любом случае прямо на месте происшествия сразу оспорить штраф, скорее всего, не удастся (но попробовать без нажима все же стоит). Поэтому остается лишь действовать согласно пункту 1.
А отделавшись от службы эвакуации, обжаловать постановление ГИБДД о нарушении ПДД в вышестоящей инстанции или в суде в десятидневный срок. Само собой, в данной ситуации будет полезно собрать доказательства своей правоты: свидетелей, записи и фото, доказывающие отсутствие необходимых знаков и оснований для выписки штрафа.
Автомобиль пропал в ваше отсутствие
Считаем от ста в обратном порядке. Ситуация не из приятных. В лучшем случае автомобиль без вашего ведома отправился на штраф-стоянку. Скорее всего, именно это и произошло, если вы припарковались под соответствующим знаком или вместе с вашей машиной пропали и ее «соседи», а забитая улица выглядит подозрительно свободной.
Узнать, куда пропал ваш автомобиль, можно по телефону 02 или 112, а также по телефонам единой диспетчерской службы. Там должны сообщить не только статус транспортного средства (отправлен на штраф-стоянку), но и адрес самой стоянки и ее телефон. Лучше всего по этому телефону перезвонить и уточнить, привозили ли им вашу машину. В некоторых случаях в диспетчерской допускают ошибки, которые для вас могут обернуться потерей драгоценного времени.
По теме:Реформа системы автострахования: новые полисы ОСАГО
Некоторые автоюристы предлагают безо всяких звонков сразу отправиться в дежурную часть подразделения полиции и подать заявление об угоне автомобиля. Теоретически, прежде, чем принять заявление и дать делу ход, сотрудник полиции постарается сам исключить вариант эвакуации и совершит все необходимые звонки.
Таким образом вы убьете двух зайцев сразу, выполнив требуемые действия для обоих случаев (угона и эвакуации), но время, скорее всего, потеряете.
План действий по вызволению авто со штраф-стоянки:
1. Получить в дежурной части подразделения ГИБДД (или в специальной уполномоченной службе, например, Московской административной дорожной инспекции (МАДИ)) копию протокола об административном нарушении или копию протокола о задержании транспортного средства с подписью должностного лица об устранении причины задержания. На некоторых стоянках решить вопрос можно на месте.
Информацию о том, где получить разрешение на выдачу транспортного средства, можно получить в диспетчерской службе вместе с местом нахождения машины.
С собой должны быть водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и страховой полис ОСАГО. Если полис остался в машине, для его получения придется предварительно посетить штрафстоянку.
2. Помимо разрешения на возврат автомобиля, на стоянке у водителя потребуют:
— копию протокола об административном нарушении или о задержании транспортного средства,
— документ, удостоверяющий личность, и документ на право владения транспортным средством (доверенность на управление транспортным средством и полис ОСАГО или доверенность на получение ТС)
— квитанции об оплате перемещения транспортного средства и стоимости хранения. Оплата за первые сутки хранения не взимается. Стоянки работают круглосуточно, поэтому с получением автомобиля лучше не медлить.
3. При получении автомобиля необходимо внимательно осмотреть его на наличие повреждений. Особенно тщательно следует проверить колесные диски, бамперы и колесные арки. Если при эвакуации машине были нанесены повреждения (или пропали какие-то вещи из салона или багажника), вы вправе это запротоколировать и потребовать возмещения ущерба через суд.
4. На оплату штрафа отводится 60 дней. Обжаловать постановление ГИБДД, если вы не согласны с законностью эвакуации, можно в 10-дневный срок.
Как вернуть деньги за эвакуацию и стоит ли пытаться
Допустим, вам удалось вернуть свой автомобиль, но вы не согласны с тем, что он был эвакуирован правомерно. Согласно 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса РФ об АП, оштрафованный за нарушение правил парковки владелец машины может в десятидневный срок обжаловать постановление ГИБДД. Жалобу на постановление следует направить в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Автоюристы рекомендуют избрать третий вариант как наиболее действенный. Но если неправомерные действия со стороны автоинспектора очевидны, можно ограничиться и жалобой к его начальству.
Супертрюки на квадроцикле Polaris RZR Смотреть видео
Если обжалование штрафа за неправильную парковку прошло удачно, это уже является достаточным основанием для того, чтобы потребовать назад деньги за эвакуацию и хранение машины на штраф-стоянке.
Для возврата денег необходимо подать в службу эвакуаторов заявление, копию об отмене постановления ГИБДД или копию постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Срок возврата средств за эвакуацию должен составлять 8 рабочих дней.
Согласно закону, все звучит довольно оптимистично. В любом центре платной юридической помощи вам тоже скажут, что штрафы нужно оспаривать, если у вас есть хоть какие-то сомнения в их законности. На деле же доказать свою правоту в суде бывает крайне сложно.
По теме:Реформа системы автострахования: возмещение ущерба
В нескольких юридических центрах изданию LiveCars.Ru сообщили, что имели практику обжалования постановлений ГИБДД о нарушении правил парковки, но все эти дела завершились не в пользу автовладельцев. В процессе либо выяснялось, что водитель действительно допустил нарушение, либо ему не хватало доказательств для подтверждения своей правоты.
Для того, чтобы решить, стоит ли ввязываться в неравный бой, еще раз вспомним о том, за какую парковку вас имеют право штрафовать и эвакуировать.
Когда эвакуация законна
1. Под запрещающими знаками.
С августа 2015 года действует норма, согласно которой автомобиль не может быть эвакуирован, если отсутствует знак 8.24 «Работает эвакуатор». Однако, наличие специального знаков необходимо лишь в тех местах, где установлены знаки, запрещающие остановку и стоянку (части 4 и 5 статьи 12.16 КоАП). В остальных местах, где парковаться тоже нельзя, машину могут на вполне законных основаниях эвакуировать без дополнительных предупреждений.
2. На или вблизи пешеходных переходов и на тротуарах
3. На остановках общественного транспорта и вблизи них
4. На трамвайных путях, в тоннеле или далее первого ряда от правого края проезжей части
5. При создании автомобилем препятствий для движения (крайне субъективный довод, остающийся на усмотрение инспектора ГИБДД и, как правило, практически неоспоримый в суде)
6. На парковке для инвалидов
Любопытно, что закон не обязывает инвалидов и сопровождающих их лиц маркировать свои автомобили специальными опознавательными знаками. Достаточно иметь при себе соответствующую справку. Однако, справка об инвалидности не входит в перечень документов, которые инспектор ГИБДД имеет право затребовать у водителя.
Более того, наличие у вас справки никак вам не поможет, если вы отсутствовали во время составления протокола и эвакуации машины. В результате инвалиду или сопровождающему его лицу придется отправиться в погоню за автомобилем и вступить в конфликт со службами ГИБДД и эвакуации. Причем если штраф после предъявления справки, скорее всего, сразу отменят, эвакуаторы могут оказаться не такими сговорчивыми и без угрозы судом на попятную не пойдут.
Поэтому знак инвалидности для автомобиля лучше всего предусмотреть. В идеале – временный на присоске, чтобы у сопровождающего не возникало проблем, когда он ездит без инвалида.
Эвакуация с нарушениями:
1. Автомобиль не могут эвакуировать в том случае, если он припаркован на разрешенном месте, но неправильно. Например, елочкой, в целях экономии места. Точнее, могут, но это будет незаконно.
2. Хотя за стоянку на газоне предусмотрен штраф, эвакуация за нее не положена. Более того, в большинстве случаев парковка на озеленённых зонах вблизи домов вообще не входит в компетенцию ГИБДД – эти территории находятся в юрисдикции городской администрации. Наконец, четкого определения понятия «газон» нет ни в КоАП, ни в ПДД.
3. Эвакуация недопустима под знаками, запрещающими стоянку, но не оборудованными «последним китайским предупреждением» — знаком о работе эвакуатора (на этом мы уже останавливались).
4. Вы прибыли на место до начала эвакуации (это мы тоже рассмотрели).
5. В протоколе об административном правонарушении допущены ошибки.
Форма обжалования
Как видите, шансы отстоять свою правоту не слишком велики. Если вы все-таки уверены в своих силах, половину успеха обеспечит правильно составленная жалоба в суд или вышестоящее отделение ГИБДД.
Прошение об обжаловании постановления ГИБДД может быть написано в произвольной форме, но в нем обязательно должны присутствовать следующие части:
1. Вводная часть со сведениями об органе, в который подается жалоба, заявителе и его представителе, а также описанием обстоятельств происшествия.
2. Описательная часть, где перечисляются данные по составленному протоколу и постановлению по делу, в том числе, их даты, номера, автор, описанное нарушение.
3. Мотивировочная часть приводит основания, по которым обжалуется постановление. В ней же должны быть перечислены все просьбы и ходатайства (например, о привлечении свидетелей).
4. Заключительная часть содержит требования заявителя, подкрепленные нормами закона. Перечисляются приложенные к жалобе документы.
Вероятно, на этом этапе разумнее всего будет обратиться к квалифицированному юристу. Но не будьте слишком доверчивы, даже если в юридической фирме вам с порога гарантируют успех. Для них это тоже бизнес.
P.S.
В заключение приведем несколько честных и не очень советов, как избежать эвакуации автомобиля.
1. Первое и самое главное правило – это, конечно, соблюдение правил дорожного движения. Оставляйте свой автомобиль на стоянке без нарушений, и встреча с эвакуатором вам не грозит.
На самом деле, это не совсем так. Иногда эвакуировать могут и те автомобили, которые припаркованы в разрешенном месте. Например, если они мешают проведению особых мероприятий или ремонтных работ. В этом случае машина отправится не на штрафстоянку, а переедет на одну из улиц по соседству. Штраф услуги за хранение в этом случае оплачивать не придется.
2. Если припарковаться по правилам никак не получается, лучше оставить автомобиль не на главной улице, а в переулке или во дворах. Шансы на то, что вас заметят, сильно снижаются. Кроме того, эвакуатору для работы может просто не хватить места.
3. Если в машине останется ожидающий вас человек, машину увезти тоже не смогут.
4. Парковка впритирку к стене или с вывернутыми до упора колесами заметно затрудняет работу эвакуатора и повышает риск повреждения машины при погрузке. Платить за царапины и сколы придется службе эвакуации, чего они постараются избежать.
5. На улице, где стоянка запрещена, но припаркованные автомобили присутствуют, на короткое время машину можно поставить посередине, чтобы вы успели заметить приближение эвакуатора.
6. Умельцы предлагают массу других способов, как помешать городским службам загрузить автомобиль на эвакуатор. Пока они ссылаются на отсутствие в законе наказания за препятствие эвакуации неправильно припаркованных автомобилей. Однако, в Комитете Госдумы по транспорту уже планируют принять поправки в КоАП, удваивающие штраф за парковку для автомобилей, чьи владельцы мешают работе эвакуаторов. С конца 2014 года, правда, об этом законопроекте никаких новостей.
Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram