В числе «прогульщиков» оказались премиальные бренды Aston Martin, Lamborghini, McLaren, Bentley и Rolls-Royce (сегмент суперкаров представляла только марка Ferrari, компанию которой составила Mercedes-Benz с новыми модификациями своего свежего флагмана), а также более массовые Volvo, Ford и Mazda.
Когда компании отказываются приезжать на автосалон в Москве, мы понимающе пожимаем плечами: рынок без конца падает, средства уходят на дающие куда больший эффект текущие акции и спецпредложения, да и само шоу теряет свое значение год от года.
Но обвинять Париж в недостаточной престижности точно никому в голову не придет. Европейский рынок на подъеме. Так в чем же проблема?
Отдельное время
В целом, это проблема не самого Mondial de l'Automobile, а вообще всех международных автосалонов. Похоже, эра коллективизма в автомобильном маркетинге заканчивается.
Если подумать, в современном мире с его обилием информации и событий такой метод представления новых продуктов вообще не очень разумен. Вместо того, чтобы искать относительно свободный от информационных поводов временной отрезок, компании вынуждены подстраивать свои премьерные графики под сетку крупнейших мировых автошоу: январь – март – апрель – сентябрь – ноябрь.
Ford и Mazda сразу объяснили свое нежелание приезжать в Париж-2016 несовпадением своих графиков премьер со временем проведения шоу. Хотя время-то вполне удачное: сентябрь, старт нового сезона. Если бы не Париж. Когда ты Mazda, ты хочешь не толкаться локтями на одной площадке с французскими и немецкими брендами, а привлекать к своему продукту максимум внимания в другое время.
Это стремление хорошо заметно не только по «дезертирам» шоу, но и по изменившейся стратегии тех марок, которые в нем продолжают участвовать. Когда-то автомобильные салоны баловали публику обилием сюрпризов. Теперь компании стремятся развести интернет-презентации новинок и их премьеры на автошоу таким образом, чтобы каждой модели доставалось место в медийном пространстве. Иначе у вас всегда в центре внимания будет концептуальный суперкар, а минивэн и хэтчбек гольф-класса, на которых вы намерены зарабатывать реальные деньги, останутся на вторых ролях.
В поисках новых форматов
Наверное, сложно спорить с тем фактом, что крупным автомобильным шоу вроде Парижского явно недостает индивидуального подхода. Сейчас в маркетинге доминирует стратегия внимательного общения с каждым клиентом и удовлетворения его личных потребностей (ну или создания иллюзии того, что ты их удовлетворяешь). Как в эту концепцию вписывается стенд на Парижском автосалоне? Не лучшим образом.
Родстер Lamborghini Centenario 20 фото
Для эксклюзивных премиальных марок вроде Lamborghini, Bentley, Rolls-Royce, Mclaren и Aston Martin Парижский автосалон – это вообще совершенно неподходящий формат продвижения продуктов. Массовый клиент, посещающий выставку, не является целевой аудиторией этих компаний. Рядовые парижане, желающие посидеть в салоне Lamborghini, как правило, не планируют покупать этот автомобиль. Да и не могут: большинство новинок Lamborghini, McLaren и Aston Martin находят своих клиентов задолго до презентации.
Иными словами, для производителей суперкаров и других ультра-эксклюзивных машин смысл участия в Парижском моторшоу сводится к одному: презентации во время пресс-дней, когда выставку посещают журналисты и бизнесс-клиенты, готовые заплатить больше за отсутствие толп (хотя интерес к событию со стороны прессы камерность мероприятия сводит на нет). Но и в этом случае речь идет не о практической пользе, а лишь об имиджевом маркетинге.
Ущерб от неучастия, соответственно, тоже может быть только имиджевым. И именно им стали угрожать марке обиженные европейские журналисты, которым не дали посидеть в салоне Lamborghini (это, конечно, шутка; в салоне своих машин Lamborghini не дает сидеть кому попало в любом случае).
Но, по подсчету маркетологов всех вышеперечисленных компаний, репутационный ущерб от демарша будет небольшим. И мне сложно поверить в то, что маркетологи Bentley не умеют считать. Еще сложнее поверить в то, что осознание бессмысленности участия в моторшоу пришло к ним только сейчас, одновременно и без какого бы то ни было обсуждения. Видимо, коллективная акция тоже нацелена на снижение имиджевых потерь.
Индивидуальный подход к клиенту важен не только для Lamborghini. Volvo урезала свое участие в международных выставках как раз в связи с переходом к стратегии «индивидуального маркетинга».
Кен Блок и Ford Focus RS дрифтуют в Буффало 1 фото
Та же история и с Ford: представители марки объяснили европейским СМИ, что теперь стараются взаимодействовать с клиентом более плотно, предлагая ему не только осмотреть понравившийся автомобиль, но и сразу испробовать его в действии. Парижский же автосалон не предполагает тест-драйвов. Поэтому компания намерена (и уже это делает) гастролировать по городам Европы с собственными выставочными залами и машинами для тестов. Такой подход, по мнению представителей марки, обеспечит лучший охват потенциального круга клиентов и, что немаловажно, принесет куда больше практической пользы. Все просто: маркетинговая активность такого рода гораздо лучше будет конвертироваться в продажи.
Эра электричества запаздывает
Еще одна проблема Парижа – и на этот раз именно его собственная – относится к вопросу позиционирования выставки. Организаторы шоу выбрали ярко выраженную экологическую направленность. Но сама Франция отнюдь не относится к странам, где электрокары пользуются повышенной популярностью. Этот рынок явно не готов к переплате за экологию и сопутствующим ей неудобствам. Как и весь европейский рынок за редким исключением вроде Норвегии.
Электрокроссовер Mercedes Generation EQ concept 24 фото
Именно поэтому в сериях премьер концептуальных и серийных автомобилей на Парижском моторшоу наблюдался некоторый диссонанс. Если самые яркие прототипы – Mercedes Generation EQ concept, Volkswagen I.D., Citroen СXperience Concept, Renault Trezor, Mitsubishi GT-PHEV и Lexus UX — разработчики щедро начиняли электромоторами, то среди серийных дебютантов электротягу использовали единицы.
В их числе электрические сити-кары Smart ForTwo, гибридный фастбэк Porsche 4 E-Hybrid, перелицованный из Chevrolet Bolt электрокар Opel Ampera-e и обновленный Renault Zoe.
Если лет 5-10 назад говорить об экологической направленности шоу было ново и модно, то сейчас тема уже успела приесться. При этом эра электрокаров, еще тогда возвестившая о своем скором приходе, все никак не наступает.
Конечно, каждая марка сейчас работает над моделями с экологически чистыми (в той или иной степени) силовыми установками. Но проблемы на пути их вывода на рынок, недоверие потенциальных клиентов и стоимость производства все еще слишком велики, чтобы рассматривать их как продукт, приносящий деньги.
Лучшие экспонаты
На Парижском автосалоне 2016 года, конечно, кое-чего не хватало, но посетители шоу вряд ли успевали жалеть о потерях.
Ferrari проигнорировала массовую акцию компанию люкс-класса, привезя в Париж гибридный супер-родстер Ferrari LaFerrari Aperta. Еще одним открытым суперкаром порадовали в Mercedes, презентовав в рамках выставки 557-сильный Mercedes-AMG GT C.
Новый Land Rover Discovery в Париже 21 фото
Премиальный сегмент был обеспечен разнообразием благодаря громким премьерам внедорожника Land Rover Discovery, новой «четырехдверки» Porsche Panamera и гоночного спорткара Porsche 911 GT3 Cup, вседорожного универсала Mercedes E-Class All Terrain (достойная замена отсутствующей Volvo), кроссовера Audi Q5 и «горячего» седана Audi RS3, компактного концептуального кросс-купе BMW X2 Concept и футуристического субкомакта Lexus UX.
Среди новинок массового сегмента самыми яркими стали дебюты хэтчбека Nissan Micra , вседорожного концепта Seat Ateca X-Perience, семиместных кроссоверов Peugeot 5008 и Skoda Kodiaq, прототипа внедорожника SsangYong LIV-2 (предвестник нового поколения Rexton), концептуальных хот-хэтчей Honda Civic Type R и Hyundai RN30, а также кроссовера Suzuki Ignis.
Приз зрительских симпатий
По традиции, приведем список автомобильных новинок Парижа-2016, вызвавших наибольший интерес у читателей LiveCars.Ru. На этот раз хит-парад оккупировали премиальные (за исключением SsangYong) кроссоверы и внедорожники. Большинство из них – прототипы.
1. Audi Q5
2. Land Rover Discovery
3. SsangYong LIV-2 Concept
4. Lexus UX Concept
5. BMW X2 Concept
6. Mercedes-Benz Generation EQ Concept
Чего ждать в дальнейшем
Вряд ли в ближайшем будущем компании вообще откажутся от собственного продвижения при помощи автомобильных выставок. Все-таки крупный автомобильный фест заставляет о себе говорить значительно дольше и больше любого единичного дебюта даже самой престижной автомарки (кстати, предлагаю обратиться к формату Apple и Google, объединяющих все свои премьеры в одно крупное ежегодное событие).
Но можно предположить, что со временем участие в автосалонах для автомобильных брендов будет становиться все более имиджевым, с миграцией от практичности к шоу, с дебютами концептов вместо серийных машин.
В результате нынешнее число автовыставок может оказаться избыточным. И, к сожалению для Парижа/Франкфурта, в Европе ему приходится конкурировать с Женевой. От участия в которой, кстати, пока никто не отказывался.
В отличие от Женевы, Парижская выставка остается чисто европейским мероприятием для ведущих марок. На шоу было довольно мало новичков отрасли, желающих заявить о себе на крупной площадке.
Самым ярким дебютантом «без имени» стал электрический четырехдверный суперкабриолет GLM G4 малоизвестной японской фирмы. Еще мы ждали появления на автосалоне российского сити-кара Mirrow Provocator, но, похоже, стартап до Парижа так и не добрался.
Парижскую выставку пока не посещают и амбициозные китайцы, отводящие на покорение Европы только один месяц в году – март.
Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram