Но что ожидает пользователей? Что в реальности означает «быть владельцем электрокара»? Пока число таких владельцев все еще исчезающе мало даже в самых прогрессивных странах (Норвегия не в счет, там вообще число людей исчезающе мало), о России с ее парой десятков электрозаправок, 99% которых находятся в Москве, даже говорить не приходится.
По теме:Насколько «зелены» электромобили?
Раз уж эра электрокаров вот-вот наступит, мы решили всерьез подготовиться к ее приходу. Изучив реальные отзывы владельцев трех разных «зеленых» машин, мы выделили несколько их общих особенностей.
Объекты исследования
Объектами исследования стали премиальный электроседан Tesla Model S, немецкий сити-кар BMW i3 и «бюджетный» хэтчбек Chevrolet Bolt.
BMW i3
Модель с 170-сильным электромотором и задним приводом оснащена аккумулятором емкостью 22 киловатт-часа. Поскольку в семье уже был основной автомобиль, электрокар решили взять без бензинового двигателя-расширителя диапазона, для чистоты эксперимента. Задача – ежедневные поездки из дома на работу и городские маршруты. Место действия – Германия.
Цена – от 34 тысяч 950 евро (2 миллиона 324 тысячи рублей).
Tesla Model S 85D
Полноприводный седан с двумя электромоторами (188 лошадиных сил сзади и 188 — спереди) и аккумулятором на 85 киловатт-часов. Разгон с места до 96 километров в час – за 5,2 секунды. Место действия – Норвегия.
Цена – от 80 тысяч долларов (около 5 миллионов рублей).
Chevrolet Bolt
Поскольку модели еще нет в открытой продаже, приходится довольствоваться ее тест-драйвами в Калифорнии. Ну, по крайней мере, там бывает жарко. И приходится включать кондиционер.
Хэтчбек использует 200-сильный электромотор и встроенную в пол пассажирского салона батарею емкостью 60 киловатт-часов с жидкостным охлаждением.
С места до 96 километров в час автомобиль разгоняется до 6,5 секунды. Максимальная скорость – 150 километров в час.
Цена – от 37 тысяч долларов, 30 тысяч долларов с учетом правительственных субсидий (1 миллион 888 тысяч рублей).
Привлекают внимание
Каким бы автомобилем на каждый день вы до этого не владели, электрокар, рожденный электрокаром, будет вашей самой привлекающей внимание машиной. По крайней мере сейчас, до наступления эры «зеленой мобильности». Причем привлекать он будет не только зевак на улице, но и других владельцев электрокаров – вам с ними всегда будет, что обсудить. Хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный.
Динамические характеристики
Владельцы электрокаров отмечают, что отсутствие рева мотора и мгновенный отклик на педаль газа прямо-таки провоцируют водителя на превышение скорости и слишком резкие рывки. Поэтому для экономии заряда батарей приходится пользоваться адаптивным круиз-контролем, чтобы машина сама плавно разгонялась и притормаживала. Благо он доступен для всех трех моделей, а Tesla вообще поддерживает полуавтономное управление.
BMW i3
Разгон с места до «сотни» — за 7,3 секунды.
Tesla Model S
На разгон с места до 96 километров в час требуется 5,2 секунды. Максимальная скорость достигается на отметке 250 километров в час. Но при неполном заряде аккумулятора динамические характеристики ухудшаются.
Chevrolet Bolt
С места до 96 километров в час Chevrolet Bolt разгоняется за 6,5 секунды. Максимальная скорость модели – 150 километров в час. Как и у Tesla (и, видимо, как и у всех электрокаров), неполный заряд означает более скромные результаты. При 60% заряда Bolt потратил на ускорение уже 6,9 секунды. В целом, не так уж и критично.
Вождение
Низкий центр тяжести, высокая водительская позиция, быстрое ускорение, тихая езда – все это в большей или меньшей степени справедливо для всех электрокаров.
BMW i3
При езде по городу BMW i3 просто восхитителен, ощущается как высокий гоу-карт. Но на шоссе чувствуется, что машина чересчур легкая. Ее отбрасывает воздушным потоком, создаваемым крупным транспортом. Все время приходится быть на стороже, потому что никогда не знаешь, года вновь придется выруливать. Зато малый радиус поворота отлично показывает себя на тесной парковке.
Chevrolet Bolt
Хорошая настройка шасси обеспечивает комфортную езду по разбитой дороге. Установленная под полом батарея снижает центр тяжести, улучшая стабильность авто на дороге и его управляемость. Не будучи откровенно спортивным, Bolt четко управляется, с готовностью поворачивает и в целом ведет себя послушно и дружелюбно.
Серийная версия электрокара Chevrolet Bolt 17 фото
Модель демонстрирует именно то, чего ждешь от переднеприводного автомобиля, но с фокусом на энергоэффективность. При снаряженной массе 1619 килограммов Bolt весит многовато для машины своего размера, но довольно мало для электрокара с аккумулятором такой большой емкости. Например, Tesla Model S с аккумулятором на 60 киловатт-часов весит на 340 килограммов больше.
Высокая посадка водителя за рулем сравнима с кроссоверами: 648 миллиметров – немного меньше, чем у Toyota Highlander (726 миллиметров) и заметно больше, чем у Volkswagen Golf (528 миллиметров).
Tesla Model S
Система векторизации крутящего момента и низкий центр тяжести делают управление Tesla Model S на заснеженных и обледенелых дорогах простым. Активная подвеска с регулируемым дорожным просветом позволяет приподнять кузов так, чтобы присыпанная снегом дорога не вызывала проблем. Полный привод дополняет общую картину.
Подзарядка
BMW i3
На полную подзарядку от домашней электросети уходит 4,5 часа. Система быстрой подзарядки позволяет за 40 минут пополнить запас энергии на 80%.
Зимой BMW i3, подзаряжаемый на улице, тратит на весь процесс на 30 — 45 минут больше времени, чем летом. Дело в том, что параллельно с зарядкой работает система обогрева батарей. Это правило действует для всех электрокаров.
Chevrolet Bolt
За 750 долларов для покупателей Chevrolet Bolt доступно устройство быстрой подзарядки, позволяющее подключаться к 50-киловаттным станциям Combined Charging System (CCS). В Chevrolet говорят, что 30 минут подзарядки от такого порта обеспечивают автомобилю дополнительные 145 километров хода.
От стандартных станций Level 2 на 240 Вольт (32 А) машину приходится заряжать с нуля до 100% мучительные 10 часов. Приемлемо, если вы остановились на ночлег, но плохо в непредвиденных ситуациях.
Tesla Model S
120-киловаттные станции Tesla Supercharger обеспечивают за 30 минут подзарядки вдвое большую, чем у Bolt, дальность пробега. И до недавнего времени они даже были бесплатными.
Дальность хода
BMW i3
Нюанс заключается в том, что владелец очень серьезно подходит к вопросу вождения с одной педалью. Он старается вообще не пользоваться педалью тормоза, а лишь варьировать силу нажима на педаль газа для максимального использования рекуперативного торможения.
Иными словами, машина прекрасна при езде по городу, но о междугородних путешествиях на ней и думать нечего.
Tesla Model S
Американский электроседан проезжает на одном заряде аккумуляторов до 475 километров при движении на скорости до 105 километров в час. С учетом обилия электрозаправок Tesla Supercharger в основной среде обитания авто (США и Норвегия), путешествия на седане вполне возможны, хотя и требуют некоторого планирования.
В любом случае, машина выработает у вас привычку делать периодические кофе-брейки. 15 минут за чашечкой кофе — плюс сотня километров дороги. Возможно, через некоторое время это станет частью привычного ритма жизни, и вы уже не будете знать, кто из вас требует подзарядки: вы или ваш автомобиль.
Chevrolet Bolt
На скорости 120 километров в час и с климат-контролем, установленным для поддержания температуры на уровне 22 градуса по Цельсию, машина проехала в ходе тестирования в Калифорнии 306 километров.
Заявленная производителем дальность хода в комбинированном цикле движения – 383 километра. Чем ниже скорость и плавнее разгон и торможение, тем больше запас хода.
Хотя дальность пробега не сильно уступает премиальному Model S, бюджетный Bolt роковым образом проигрывает в отношении инфраструктуры. Подходящие ему станции CCS в основном сосредоточены в крупных городах, а не на пустынных шоссе, поэтому продолжительная дорога (например, 965-километровый маршрут из Канзаса в Денвер) невозможен без потери 30 часов на пополнение заряда от обычной 110-вольтной розетки. Очень серьезное упущение.
То же, но зимой
Каждый октябрь на форумах счастливых владельцев электрокаров начинают появляться жалобы на поломку машины. Безо всякой причины модель начинает тратить на привычный маршрут куда больше электричества, чем летом. Возмущенные владельцы даже везут свое авто на проверку к дилеру.
Увы, это общая болезнь всех «электриков»: даже без использования салонного обогревателя батареи при минусовой температуре разряжаются значительно быстрее. А разве не так ведет себя ваш мобильник?
BMW i3
Зимой BMW i3, подзаряжаемый на улице, тратит на весь процесс на 30 — 45 минут больше времени, чем летом. Дело в том, что параллельно с зарядкой работает система обогрева батарей.
В мороз запас хода, конечно, снижается. Даже при околонулевой температуре дальность хода без подзарядки падает до 97 километров. При морозе до минус 15 градусов по Цельсию машина может проехать на одном заряде не больше 80 километров, а при неблагоприятных условиях (в режиме «Comfort» на скорости выше 110 километров в час и без предварительного обогрева батарей от розетки до начала движения) – всего 70 километров. То есть почти вдвое меньше, чем летом.
Для экономии энергии рекомендуется включать обогрев сидений, а не прогревать весь салон при помощи кондиционера. Но при следовании этому правилу владелец столкнулся с трудностями: в холод стекла машины запотевают изнутри. Поэтому обойтись без обогревателя было сложно.
Tesla Model S
Хотя внушительный запас хода американского электроседана позволяет большинству владельцев не страдать от быстрой разрядки батареи в мороз, иногда это тоже становится проблемой. Если в летнее время на машине вполне можно проехать 400 километров, не думая о розетке, зимой это расстояние сокращается до 300 – 320 километров, что бывает весьма критично на дальних маршрутах.
В Сети полно отзывов от владельцев Tesla, утверждающих, что зимние поездки даются им также легко, как и летние. Внимательно рассмотрим один из них:
В общем, если вы живете в США, любите кофе, и готовы все время проверять степень зарядки батарей (современные электрокары любезно указывают заряд не только в процентах, но и в оставшихся километрах пути, и при этом почти не врут), проблем в загородных поездках у вас действительно не возникнет.
Потери энергии
Всем известно, что электрокар, стоящий в гараже, выбрасывает киловатт-часы в никуда. Это как если бы у бензинового автомобиля подтекал бензобак, но без опасности возгорания.
Обновленный седан Tesla Model S 9 фото
Один из владельцев Tesla Model S решил проверить, сколько энергии его седан способен потратить ни на что. Перед отъездом в 27-дневный отпуск норвежец замерил уровень заряда аккумулятора машины (90%, 347 оставшихся километров пути) и оставил ее стоять в спящем режиме на неотапливаемой парковке. Вернувшись из отпуска, владелец первым делом отправился к Model S и обнаружил, что модель, стоя на месте, «проехала» 101 километр. «Минус 20%», — подсчитал автолюбитель: «Не так уж и плохо».
Кстати, бензиновые машины тоже тратят больше топлива в зимнее время года. Просто на другое.
Деградация батарей
Со временем способность литий-ионных аккумуляторов держать заряд неотвратимо снижается. Это тоже известно всем, кто не меняет смартфоны каждые 6 месяцев.
BMW i3
Владелец BMW i3 утверждает, что не заметил никакой деградации батарей за 2 года эксплуатации машины.
Chevrolet Bolt
Только сегодня концерн GM объявил о начале поставок электрохэтчбека в Калифорнию и опубликовал увесистую (если ее напечатать) инструкцию к модели. Из нее следует, что за 8 лет гарантийного периода деградация батарей машины может составить от 10 до 40 процентов. И гарантия это покрывает.
Tesla Model S
Гарантия на премиальный электроседан тоже составляет 8 лет, но Tesla особо оговаривает, что штатная деградация батареи — это не гарантийный случай. Если ваш аккумулятор состарился и умер, купите новую Tesla.
Бортовая электроника
Электрокар без бортовой электроники – это, пожалуй, странно. Поэтому все «зеленые» автомобили, даже бюджетного сегмента, неплохо оснащены.
BMW i3
В ходе эксплуатации у круиз-контроля BMW i3 обнаружились свои странности. Во-первых, он не любит работать на закате. Резкие тени воспринимаются как препятствие и он может ни с того ни с сего затормозить. Во-вторых, он порой не замечает бликующие на солнце грузовики-цистерны с молоком или топливом и просто несется прямо на них. Этим же до недавнего времени грешил и Tesla Autopilot на Model S, что даже привело к аварии со смертельным исходом.
Климат-контроль постоянно включается по умолчанию. Модель не запоминает предыдущие настройки, поэтому при старте его каждый раз приходится выключать (напомним, водитель авто – фанат «зеленого» вождения).
Качество спутникового радио недостаточно высоко, а покупателям, сэкономившим на аудиосистеме Harman/Kardon (800 долларов) придется пожалеть: штатная установка имеет всего 2 динамика, причем оба спереди. И либо задние пассажиры не слышат музыку, либо передние глохнут от слишком громкого звука.
Chevrolet Bolt
Салон модели уже «в базе» оборудован 10,2-дюймовым сенсорным дисплеем мультимедийной системы с точкой доступа Wi-Fi, а цифровая приборная панель имеет диагональ 8 дюймов. Но навигация в пакет не включена. Вместо нее – возможность подключать смартфон через Apple CarPlay и Android Auto.
В целом интерьер не выглядит как салон машины за 40 тысяч долларов. Ничего удивительного, ведь основная часть этой суммы ушла на аккумуляторы. Внутри гораздо теснее, чем ожидаешь при взгляде снаружи.
Bolt помогает водителю не остаться без энергии, выводя на дисплей информацию об оставшемся запасе хода: максимальном и минимальном с учетом условий (работающих климат-контроля, аудиосистемы, фар и стиля вождения).
Tesla Model S
На просторах Интернета нам не удалось обнаружить ни одного владельца Tesla Model S, заявляющего о своем недовольстве работой бортовой электроники машины. А после того, как Tesla доведет до ума продвинутую систему автопилотирования, к «электронным мозгам» электроседана вообще невозможно будет придраться.
Важно
Существует несколько правил, позволяющих экономить заряд аккумуляторов в мороз. И если у вас есть электрокар, игнорировать вы их просто не можете.
1. Предварительный обогрев. До того, как вы отключите машину от сети и отправитесь в путь, необходимо прогреть ее салон и аккумуляторы. Тогда запас энергии в батарее будет тратиться только на движение.
2. Кондиционер для обогрева салона, конечно, следует включать как можно реже. Хотя в прогрессивных электрокарах и установлены наиболее экономичные тепловые насосы (в BMW i3 с расширителем диапазона место насоса занимает ДВС, поэтому энергии на обогрев при помощи системы климат-контроля тратится больше). Предпочтительнее использовать функцию обогрева сидений, которая тратит меньше энергии.
3. Следует следить и за уровнем давления в шинах, которое падает на 1-2 атмосферы при снижении температуры на 10 градусов. Мягкие шины испытывают больше сопротивления качению и «съедают» заряд батареи.
4. В зимнее время лучше подбирать для машины закрытые отапливаемые стоянки.
Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram